Как (not provided) подкрался незаметно

(not provided) подкрался незаметноКак и положено настоящим неприятностям, они подкрадываются незаметно…
Так случилось и с токеном (not provided), появившемся в отчётах Google Analytics в октябре 2011 года. Когда Гугл анонсировал эту дрянь, никто и не подозревал, что тёмное будущее наступит так скоро. Тем более, что Гугл обращал отдельное внимание на то, что это нововведение затронет лишь «незначительную часть трафика».
Но уже в октябре 2013 по более-менее объективным оценкам notprovidedcount.com порядка 80% органического трафика из Гугла скрывается за (not provided). Ну а мой собственный субъективный взгляд намедни разочарованно уткнулся на нескольких проектах вообще в 100%.

Ну а в чём проблема? Может, стоит просто поменять Google Analytics на Яндекс Метрику? Да и поисковый запрос — это всего лишь один из сотен статистических параметров. Может, не всё так и страшно?

На самом деле страшно. Как минимум по трём причинам.

1. Теряется информация о реальных поисковых запросах.
Высокочастотные запросы-маски из 1-2 слов скрывают за собой целый шлейф низкочастотных и среднечастотных запросов в 3 и более слов, которые обеспечивают 60-80% посещаемости сайта. А в ведь именно в этих «длиннохвостых» запросах кроется информация о мотивах посещения сайта, о том, что ждут от сайта посетители и чего они там не находят. Чем длиннее запрос, тем он однозначнее, и тем точнее он отражает мотивы посещения.
Особенно туго приходится на рынках, где Google является монополистом поиска. В Рунете пока можно посмотреть эти запросы у Яндекса, Мэйла и Рамблера. Но долго ли это продлится? Ведь дурной пример заразителен!

2. Теряется информация об эффективности поисковых запросов.
У коммерческих сайтов лишь 0,5…1,5% поисковых запросов являются конверсионными. И если вы этого не знаете, то тратите впустую не пресловутую «половину рекламного бюджета», а целых 99%, пытаясь оптимизировать свой интернет-магазин под запросы-пустышки.
Причём, коэффициент конверсии зависит не только от самого запроса, но и от посадочной страницы. Скажем (реальный пример), из Яндекса посетитель попадает на товарную карточку, а из Гугла — на отрицательный отзыв о товаре. В результате конверсия по этому запросу из Гугла 0%, тогда как из Яндекса — более 15%. Раньше до этого можно было докопаться, а сейчас весь трафик из Гугла будет усреднён по (not provided). Тоска!

3. Потерянную информацию нельзя получить ни в какой системе веб-аналитики.
Несмотря на то, что упомянутое нововведение было анонсировано в официальном блоге Google Analytics, оно не имеет к этому инструменту никакого отношения.
При поверхностном взгляде на проблему кажется, что достаточно поменять аналитический инструмент — и потерянная информация опять восстановится. Но при более внимательном рассмотрении можно заметить, что собака зарыта в новой структуре URL’ов, формируемых при работе самой поисковой системы. Просто Гугл перестал передавать поисковый запрос в параметрах URL’а. И взять его теперь просто неоткуда!

Зачем это понадобилось Гуглу? Он объясняет это решение заботой о конфиденциальности посетителей интернета. Но более правдоподобной представляется версия о стремлении Гугла повысить использование (и доходы от) AdWords. Тут нужно разбираться.

Что с этим делать? Если честно — пока не знаю. Но как-то с этим придётся таки жить 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *