«Рамблер» стал 100% акционером «Бегуна» — такое сообщение промелькнуло на днях в сетевой прессе. Не знаю, зачем Бегун нужен Рамблеру и как он его сможет использовать при отсутствии собственной системы контекстной рекламы… но меня всегда мучил другой вопрос: почему по итогу не Яндекс купил Бегуна?
И вот почему он меня так мучил.
- Понятно, что Бегун сам прожить не в состоянии. Первоначальная идея — объединить в одну сеть контекстной рекламы множество мелких сайтов — была гениальной: много плохих (по посещаемости) — это не хуже одного хорошего. Но такой сервис не может существовать долго как отдельный — ему таки нужно к кому-то прислониться. Сначала он прислонился к Рамблеру, потом пытался к Гуглу (но тут даже ФАС помогла нашим — не пропустила сделку), ходили слухи и о женитьбе с Яндексом, но по итогу Бегун оказался на 100% в Рамблере. Хотя именно в Яндексе ему было самое место! Он ему нужнее всех, поскольку любой контекст интегрирует два направления: поиск и контент, а Рамблер поиском заниматься перестал.
- Понятно, что РСЯ далека от совершенства. Рекламная сеть Яндекса (контентный контекст) обладет очень ограниченными возможностями и по генерируемому трафику и по разнообразию форматов. Если второе — дело наживное, то первая проблема — системная. На Яндексе на протяжении многих лет регулярно мелькают вакансии Менеджера по развитию РСЯ. То ли никак не могут найти хорошего менеджера, то ли (что кажется более правдоподобным) установка на партнёрство только с «качественными сайтами» не оправдывает себя.
- Понятно, что Гугл конкретно наживается на Яндексе, забирая у него часть доходов и практически удваивая свой доход на поисковом трафике. Поясню. Посещаемость среднестатистического сайта из Гугла и Яндекса примерно одинакова. Значит, Яндекс потеет, вкладывает средства в развитие поиска, но ничего не имеет с тех «плохих сайтов», которые находятся на вершине результатов его поиска. А Гугл не гордый — он размещает на этих сайтах свою рекламу. То есть Яндекс тупо гонит трафик на рекламные площадки Гугла, удваивая их посещаемость. Ч.и.т.д.
- Понятно, что Яндекс конкретно теряет деньги. Я как рекламодатель неоднократно сталкивался с полным (!) отсутствием в РСЯ площадок, на которых бы мы могли рекламировать некоторые темы. Размещаем объявления — смотрим статистику — не видим не то что кликов, но даже показов — обращаемся в саппорт — а нам отвечают: извините, наша сеть в развитии, площадок с такой тематикой у нас пока нет… А у Гугла их навалом! В результате рекламные бюджеты потекли жирным потоком на Гугл — там проблем с откруткой не было.
- Понятно, что говносайты — это не всгеда плохо. Если основной бизнес-моделью сайта является заработок на показе CPC-рекламы (так называемые MFA-сайты), то чем лучше сайт, тем меньше кликабельность баннеров! Идея тут проста: если посетитель находит все ответы на свои вопросы на сайте — он уходит удовлетворённым. Если не находит — то начинает водить жалом по сторонам и… жмёт на рекламу! Зачем тогда задирать планку, предъявляя явно завышенные требования к качеству партнёрских сайтов? Тем более, что часто это вовсе и не говносайты, а просто молодые ресурсы, которые ещё не набрали положенных 300+ посетителей в день. Вот эти молодые ресурсы и идут дружными рядами в сеть AdSense, увеличивая её отрыв от РСЯ.
Не понятно мне только одно: почему Яндекс так и не купил Бегуна? 🙁