Пока мировая общественность думала, что таки делать с токеном (not provided) в Google Analytics, Яндекс объявил о том, что он теперь тоже будет скрывать поисковый запрос в реферере (пока в виде эксперимента).
Как и Гугл, Яндекс мотивировал такое решение заботой о безопасности жителей Сети. Как и Гугл, Яндекс обещает, что «это пока затронет всего лишь 2% трафика».
Именно поэтому мы вправе ожидать, что как и у Гугла это не имеет никакого отношения к заботе о безопасности сетян и что через некоторое непродолжительное время 2% обязательно превратятся в 98%.
Но справедливости ради следует заметить, что есть и некоторые отличия в подходах.
Во-первых, представители Яндекса хоть как-то попытались обсудить это решение с народом в своём блоге на Хабре. Гугл же в своё время сохранил величественное молчание в ответ на все три сотни комментариев к своему анонсу. Конечно это чистые эмоции, но решение не предоставлять реферер по мнению сетевой общественности — это поступок на грани фола с точки зрения сетевого этикета, прописанного во всевозможных RFC.
Если же отбросить эмоции, то, во-вторых, самое главное отличие состоит в том, что поисковый запрос не удаляется из реферера (как у Гула), а шифруется. Это сделано для того, чтобы поисковые запросы оставались доступны в Яндекс-Метирике. Такой подход, конечно, выглядит более гуманным по отношению к веб-издателям, чем политика Гугла. По крайней мере остаётся возможность знать реальные поисковые запросы и оценивать их эффективность.
В-третьих, как и в случае с Гуглом у веб-издателей не будет возможности осуществлять «маркетинг на лету» — в зависимости от поискового запроса подстраивать контент сайта под нужды конкретного посетителя, пришедшего с поисковой системы.
Но тут возможен хитрый ход — Яндекс-Атом. Это новая проприетарная технология Яндекса, предназначенная как раз для адаптации сайта под нужды конкретного посетителя — тот самый «маркетинг на лету». Скорее всего, именно тут и зарыта собака: зачем бесплатно отдавать информацию (о поисковом запросе), которую можно потом продать?! Или, по крайней мере, контролировать.
Ну и, наконец, о приватности и конфиденциальности. Пока писал этот пост (тут прям по Фрейду!) — Яндекс обновил своё расширение для Хрома. Посмотрел я на него и задумался…
Неслабый набор! Если Яндексу так важна наша безопасность, то зачем ему вся эта информация о нас? Зачем он так глубоко суёт свой хобот в наши дела? Ответ простой: ему нужна не наша безопасность, ему нужна монополия на эти данные!
См. по теме.
- Как (not provided) подкрался незаметно — у Гугла
Шикарный анализ. А ПС — гады(